2002,2003, www.gorod-musei.ru © all rights reserved

Разрушение и повреждение памятников живописи; меры сохранения и лечения

Очень часто на вещи лежит несколько слоев олифы, удаление лишней олифы — дело, требующее серьезной реставрационной подготовки. Если олифа не удаляется смесью, берут политуру, далее чистый спирт, иногда горячий. В крайних случаях для удаления очень застаревшей твердой олифы применяют аммонийное мыло: слегка смачивают маленький участок маслом, потом проходят аммиаком (кистью) и опять маслом, вызывая омыление. Эта операция весьма трудная, требует огромного опыта, так как малейшая избыточная доза аммиака, не связанного жирными кислотами в мыло, ведет к искажению красок. Мастерская Гос. Русского музея от применения аммиака совершенно отказалась, а выполненные ею работы доказывают, что можно обойтись без такого рискованного реактива, как аммиак.

Указывая три последнихоперации, я всячески предупреждаю музейных работниковотрудности и ответственностних, почему они должны бытьим известны в целях контроля, но отнюдь не любительского применения— повреждения могут оказаться непоправимыми.


 
< Пред.   След. >
Назад