© 2001-2003, gorod-musei.ru all rights reserved

Разрушение и повреждение памятников живописи; меры сохранения и лечения

Другое, крайне неприятное явление, зависящее от технического процесса писания картины художником, связано с применением краски «асфальт», которая обладает свойством никогда не затвердевать окончательно. Обладая исключительно теплым коричневым колоритом и необыкновенной прозрачностью, она давно манила к себе художников. Рембрандт и его ученики, Рубенс, Ван-Дейк применяли ее для тонких лессировок и она не изменилась у них до сих пор. Но примененная для жирных, густых подмалевок, где она особенно соблазнительна, она образует несохнущий скользкий слой, по которому верхний слой не может спокойно укрепиться и при высыхании сдвигается с места, образуя большие извилистые с рваными краями разрывы («Кракелюры»). Из наших художников этим страдают многие, например, Кипренский, но особенно Н. Ге в его поздних вещах; в летнее жаркое время его картины «плывут». Асфальт был в большой моде с 30-х годов XIX века, до конца 80-х годов. Никакого средства устранить этот недостаток не найдено ни у нас, ни за границей; возможно только всячески беречь такие картины от излишнего тепла.


 
< Пред.   След. >
Назад